Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Максим Вершинин

Мощнейший электрокар «Фольксвагена» заткнул за пояс даже чемпионский болид Формулы-1
Побил вечный рекорд чемпионского «Макларена» и играючи справился с легендарной «Нордшляйфе».

14 июня 2020, 13:30

Авто
/ Формула-1

0

Поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло» как нельзя точно и коротко описывает историю появления Volkswagen ID. R — одного из самых ярких автомобилей во всей истории немецкой марки, который стал возможен благодаря самому громкому скандалу за время существования Volkswagen Group.

Осенью 2015 года грянул «дизельгейт» — масштабный скандал вокруг дизельных автомобилей Volkswagen Group, которые оснащались специальным софтом, позволявшим во время сертификационных испытаний показывать необходимый уровень вредных выбросов, а в реальной эксплуатации переключавший машины в куда более неэкологичный режим работы силовой установки. Вскрывшийся обман привёл к многомиллиардным убыткам, множеству судебных исков и длительных разбирательств, перестановкой в топ-менеджменте концерна, включая уголовные преследования, а также пересмотром гоночной программы. Во-первых, Volkswagen Group надо было изыскивать средства для куда более приоритетных статей расходов, поэтому под нож пошла заводская программа в WRC. Во-вторых, надо было срочно исправлять имиджевые потери, поэтому свернули заводскую программу Audi в гонках на выносливость, поскольку в WEC выставляли дизельные прототипы. В-третьих, концерн форсировал переход к выпуску серийных электромобилей и для поддержки грядущего дорожного хэтчбека Volkswagen ID.3 анонсировал прототип Volkswagen ID.R.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

О машине впервые заговорили весной 2018 года, когда Volkswagen официально заявил о создании гоночного прототипа, созданного силами специалистов подразделений Volkswagen R и Volkswagen Motorsport. Пилотом электромобиля был выбран 3-кратный победитель «24 часов Ле-Мана» (дважды в абсолютном зачёте и LMP1-H за рулём заводских Audi и Porsche и один раз в классе GTE Pro), 3-кратный победитель гонки Pikes Peak International Hill Climb (PPIHC) и участник множества других гоночных серий Ромен Дюма. На родине француза в городке Алес и состоялась премьера Volkswagen I.D. R (первоначально модель называлась именно так и лишь по окончании гоночной карьеры прототип переименовали в Volkswagen ID.R — в соответствии с новым именем дорожного семейства электромобилей, которое по пути к конвейеру также лишилось «лишней» точки в имени, превратившись из Volkswagen I.D.3 в Volkswagen ID.3).

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

В основу гоночной машины лёг углепластиковый монокок, в разработке которого принимала участие французская компания Norma — известный производитель спортивных прототипов, на Norma M20 которого Дюма и одержал все свои победы на «гонке в облака», помог немецкому автопроизводителю в работе над будущим победоносным электромобилем. Что касается силовой установки, то здесь Volkswagen справился собственными силами. ID.R получил два электродвигателя, по одному на каждой оси, суммарной мощностью 680 л.с. и комплект литий-ионных батарей, которые до 20% своего заряда (ёмкость аккумуляторов неизвестна, но сообщается, что от розетки их можно зарядить на 100% за полчаса, о чём дорожные электромобили пока и не мечтают) могут восполнять прямо во время заезда за счёт рекуперации энергии на торможениях.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Названный в честь чемпиона Ф-1 суперкар может ехать вверх ногами. Инженеры уверяют!
720 «лошадок», потрясающая прижимная сила, специальная резина от «Мишлен».

Как и подобает гоночной технике, кузовные панели сделали из углепластика, а традиционный аэродинамический обвес сделали таким развитым, что ему позавидовал и «бэтмобиль». И сделано это было неспроста: дистанция трассы на горе Пайкс-Пик в штате Колорадо мало того, что при своей длине 19,99 км имеет 156 поворотов, требующих прижимной силы, так ещё и старт и финиш разделяет перепад высот в 1439 метров. Подъём почти на полтора километра в гору означает, что по пути к клетчатому флагу прижимная сила будет падать из-за разреженного воздуха. Чтобы избежать этого, аэродинамика и получилась столь гипертрофированной по меркам привычных кольцевых прототипов, но вполне рядовой, если оценивать её по стандартам пайкспиковских машин.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Усилия инженеров, которые потратили сотни часов на компьютерное моделирование и продувку масштабных моделей Volkswagen ID.R в аэродинамической трубе, не прошли даром. Прототип массой менее 1100 кг получился не только эффективным с точки зрения прижимной силы, но и достаточно динамичным — разгон с места до 100 км/ч занимает у электромобиля всего 2,25 секунды, а максимальная скорость ограничена 240 км/ч. Подготовительная работа закончилась тестами в Колорадо, куда привезли готовую машину и там тестировали её на реальной трассе «гонки в облака». Интересно, что кузов Volkswagen ID.R получил модульную конструкцию, которая не просто облегчала обслуживание прототипа, но и позволяла инженерам менять отдельные компоненты в поисках оптимальных настроек аэродинамики.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Как списанный мотор Формулы-1 помог «Порше» сделать крутой, но слишком опасный суперкар
За свой непростой нрав Carrera GT получил прозвище «производитель вдов». Это на нём погиб легенда «Форсажа» Пол Уокер.

После тестов настал момент истины. Щеголявший до того кузовом из чёрного неокрашенного углепластика прототип вышел на старт Pikes Peak International Hill Climb в светло-серой ливрее в честь фирменного цвета линейки ID. Дебют оказался сверхудачным: Дюма перевыполнил план и установил сразу два рекорда. Перед стартом Volkswagen собирался побить рекорд Пайкс-Пик для электромобилей, установленный в 2016 году. Тогда американский гонщик новозеландского происхождения Риз Миллен проехал дистанцию за рулём латвийского электропрототипа Drive eO PP100 за 8:57.118 — на это время и нацеливался Volkswagen ID.R. Но Ромен легко проехал за 7:57.148.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Достижение оказалось знаковым по ряду причин. Во-первых, впервые не просто электромобиль, а вообще какое бы то ни было транспортное средство преодолело подъём на Пайкс-Пик быстрее 8 минут. Во-вторых, новый Volkswagen разом перекрыл рекорд гонки для электромобилей и абсолютный рекорд, побив прежнее достижение 8:13.878, которое установил в 2013 году легендарный француз Себастьен Лёб на монструозном Peugeot 208 T16 Pikes Peak. В-третьих, время могло было бы ещё лучше, поскольку Дюма после финиша скромно заявил, что плохая видимость в некоторых поворотах помешала ему проехать быстрее. На вершину немецкий электромобиль взмыл со средней скоростью 150,9 км/ч, показав на отсечке максимальной скорости 218 км/ч.

Смог бы ID.R оказаться быстрее самого себя на PPIHC или нет, мы уже не узнаем. Не оставив и камня на камне от предыдущих рекордов, Volkswagen заявил, что не собирается возвращаться в Колорадо и вновь взбираться на гору. Зато марка быстро нашла площадки для других рекордов.

Первой из них стал Фестиваль скорости в Гудвуде — летний праздник автомобилей и автоспорта, который традиционно проходит в июне в Великобритании. В 2018 году Ромен Дюма прибыл на легендарное мероприятие в статусе одного из главных действующих лиц, поскольку французу предстояло проехать за рулём своего победоносного тогда уже электромобиля в гонке на холм в Гудвуде. Триумфатор Пайкс-Пик без видимого труда проехал дистанцию в 1890 метров за 43.86 секунды, превзойдя державшийся с 2013 года рекорд для электромобилей (тогда Джонни Кокер на 850-сильном Lola-Drayson B12 69/EV показал 47.34). Став автором уже двух рекордов на двух знаковых трассах, Volkswagen на остановился и объявил о намерении в 2019 году стать быстрейшим электромобилем на «Нордшляйфе».

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Для того чтобы максимально быстро пройти 20,8-километровый круг по «Зелёному аду» и не разбить машину, инженерам немецкой марки пришлось внести доработки в Volkswagen ID.R. Была перенастроена работа силовой установки так, чтобы задний аккумулятор отдавал энергии больше, позволяя переднему сохранять запас для борьбы с недостаточной поворачиваемостью прототипа. С учётом характера «Нордшляйфе» переработали аэродинамику — изменилась форма днища и переднего спойлера, заднее антикрыло стало чуть ниже, обзавелось несколькими плоскостями и системой DRS для снижения лобового сопротивления и прижимной силы на прямых — нулевой угол уменьшал эти параметры на 20% каждый. Машину продували в аэродинамической трубе и тестировал на «Поль-Рикаре», прежде чем вывести на «Нюрбургринг».

За рулём был всё тот же Дюма, имеющий колоссальный «накат» в «Зелёном аду». Перед Роменом стояла задача превзойти китайский электромобиль NIO EP9, который в 2017 году под управлением немца Питера Дамбрека проехал круг за 6:45.90. С того момента несколько машин улучшили время 1360-сильного электромобиля, сертифицированного, к слову, как серийный дорожный гиперкар, но так и не пошедшего в серию, поэтому формально немецкий прототип был для него непосредственным конкурентом.

И Volkswagen доказал, что мощность на «Нордшляйфе» не значит ничего — 680-сильный ID.R (уже в синей ливрее, символизирующей семейство «заряженных» дорожных моделей Volkswagen R) пролетел круг за 6:05.336 со средней скоростью 205,3 км/ч и максимальной 273 км/ч! Прежний рекорд электромобилей был улучшен разом на 40.564 секунды, хотя до абсолютно лучшего круга 2018 года — 5:19.546 за авторством гибридного 1160-сильного Porsche 919 Hybrid EVO под управлением немца Тимо Бернхарнда — и не дотянулся.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Наступил июнь, и в Гудвуде вновь не смогли обойтись без Дюма и ID.R, который туда прибыл очередным рекордсменом. В спецификации для покорения «Северной петли» прототип оказался куда быстрее, чем в варианте для Пайкс-Пик, поэтому в очередной гонке на холм Ромен обновил абсолютный рекорд Фестиваля скорости — показав время 39.90, француз побил казалось бы вечный результат немца Ника Хайдфельда, который в 1999 году за рулём болида Формулы-1 McLaren MP4/13 проехал трассу за 41.60. После того заезда участвовать технике Формулы-1 в гонках на холм в Гудвуде запретили по соображениям безопасности, и вряд ли кто-то подозревал, что спустя 20 лет быстрее Формулы-1 окажется электрический прототип…

Обновив лучшие времена в США, Германии и Великобритании Volkswagen нацелился на Китай — важнейший рынок для всех автопроизводителей и лакомый кусок для компании, собирающейся ворваться в сегмент дорожных электромобилей. Правда, возник нюанс — с культовыми гоночными трассами, имеющими рекорды от достойных конкурентов, в Поднебесной некоторая напряжёнка, поэтому немецкий концерн решил обратиться к культовым для китайцев объектам и поставил цель побить время на «дороге 99 поворотов».

За этим названием скрывается закрытый для движения транспорта 10,9-километровый горный серпантин Tianmen Shan Big Gate Road на горе Тяньмэнь. На этой узкой и неровной дороге, которая считается одной из самых сложных в мире, официально рекорды никогда не ставились, но Volkswagen это не остановило — если рекорда нет, то как бы быстро ты ни проехал, то всё равно твоё официально зафиксированное время будет лучшим. Неофициально же немцам нужно было побить результат 575-сильного кроссовера Range Rover Sport SVR — абсолютно стандартная машина в своё время преодолела дистанцию за 9:51 и этот ориентир взял для себя Дюма.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Естественно, что для специально спроектированного прототипа побить достижение дорожного кроссовера было не проблемой. О доработках Volkswagen ID.R специально под «дорогу 99 поворотов» ничего неизвестно (разве что сменили ливрею — электромобиль получил красное оформление, дополненное стилизованным изображением горы Тяньмэнь, символами в честь 99 поворотов трассы и девизом Race the Future), но на результате это не сказалось. Стартовав с высоты 200 метров над уровнем моря, к финишной точке на высоте 1300 метров над уровнем моря Ромен добрался за за 7:38.585, что и стало новым рекордом горного серпантина. Красный цвет, символизирующий в Китае удачу и везение, оказался подходящим для рекордного электромобиля.

В 2020 году Фестиваль скорости в Гудвуде отменён из-за пандемии коронавируса, так что очередной попытки вновь обновить рекорд британской трассы у французского гонщика на немецком прототипе не будет. Но история Volkswagen ID.R на этом не закончится. В феврале 2020 года немецкий концерн официально подтвердил начало работы над Volkswagen ID.R Evo — усовершенствованной версии оригинального электрического прототипа, которая будет предвестником серийного спортивного электромобиля марки. Новинка ID.R Evo отправится на «гастроли» по всему миру с единственной целью — побить имеющиеся рекорды на множестве трасс в разных странах мира. Как поговаривают в Volkswagen, Evo-вариант должен превзойти и успехи ID.R.

Хотя вряд ли все достижения немецко-французского тандема помогут серийному электромобилю Volkswagen ID.3 — пока концерн гонялся за рекордами, выяснилось, что для дорожных электромобилей сделали настолько забагованное программное обеспечение, что из-за глюков передавать автомобили клиентам нельзя.

Электрокар Volkswagen ID. R — рекордсмен Фестиваля скорости в Гудвуде и Пайкс-Пик

Фото: Volkswagen

Пока Volkswagen собирает ID.3 и отправляет готовые машины на заводскую стоянку, чтобы дождаться, когда программисты отловят все баги и устранят их, а потом зальют на уже готовые электромобили обновления. Ну а покупателям предложены два варианта — либо набраться терпения и получить свой Volkswagen ID.3 позже оговоренного срока, но полностью функциональным, либо забрать электромобиль, но с урезанными возможностями и потом уже разблокировать их новым софтом. Всё-таки одну машину для гонок, не скованную рамками никаких регламентов, сделать проще, чем отвечающие множеству требований тысячи электромобилей для дорог общего пользования…

Источник www.championat.com